пятница, 25 июня 2010 г.

Неисполненный подвиг Геракла

Почему, собственно, Геракл? Отнюдь не с него, следуя логике, нужно было бы начать изложение. Особых причин для этого нет кроме той, что я перечитываю сейчас Диодора Сицилийского. Так что многие последующие посты до специального замечания будут навеяны именно им. Как известно, родился Диодор в городе Агиррии на Сицилии, где, согласно мифу, Гераклу впервые оказали божественные почести. Можно представить, что с детства он слушал в самых разных формах рассказы о Геракле. Детские впечатления западают, как правило, глубоко в душу. Не случайно поэтому, повествование об этом богочеловеке занимает в четвертой, «мифологической» книге Исторической библиотеки Диодора центральное место.

Кроме того, мне представляется, что тот, кто проходил по этой Земле под именем Геракла имеет прямое отношение к заложению оснований греко-римской метакультуры, т.е. к созданию самого Олимпа. Количество метаисторических коллизий, завязанных вокруг него, огромно.

Итак, предлагаю для начала восстановить кратко, но, вместе с тем, не упуская ничего важного, мифологическую биографию Геракла, а затем взглянуть на нее под метаисторическим углом.

Зачатие и рождение. Желая произвести на свет великого героя, Зевс втрое удлинняет проведенную с Алкменой ночь. Сын Зевса и Алкмены должен был стать царем, однако, Гера из ревности задерживает роды Алкмены, и первым на свет появляется двоюродный брат Геракла Эврисфей, который и станет впоследсвии царем в Тиринфе. Новорожденного Геракла встречают опасности: Гера внушает Алкмене страх, и та относит Геракла в поле. Афина убеждает Геру дать маленькому Гераклу грудь, и он спасается. Затем Гера подсылает к малышу змей, но он расправляется с ними.
Фиванский период. Вскоре после этих событий семья Амфитриона, «смертного» отца Геаркла, перебирается из Тиринфа в Фивы. Это было, пожалуй, самое счастливое время в жизни будущего бога. Он проявляет себя несомненным лидером – командует походом против миниев, который увенчивается взятием их центра, города Орхомена, по ходу дела он пирует у Феспия, оплодотворяя его 50 дочерей, главенствует над аргонавтами в плавании за золотым руном. За несомненные заслуги перед Фивами царь Креонт отдает Гераклу в жены свою дочь Мегару и делает его царем. Однако, в одночасье Геракл теряет все. Катастрофа происходит, когда Зевс призывает его на свершение 12 подвигов в услужение Эврисфею. Это повергает Геракла в безумство. Он застреливает из лука детей, рожденных Мегарой. Исцеляет его пришедшая искать у него защиты Медея.
На службе у Эврисфея Геракл в основном сражается с разными враждебными силами природы. Однако, в начале, а именно до критского быка, это происходит исключительно в основном в пределах континентальной Эллады.
После очистки авгиевых конюшен Геракл начинает действовать едва ли не по всей Ойкумене. Вообще, масштаб его деятельности возрастает на порядки. Он основывает Олимпийские игры, освобождает прикованного к скалам Кавказа Прометея, приносит пояс амазонки Ипполиты. Объектами его деяний становятся люди. Апофеозом становится поход за коровами Гериона в Иберию через Египет и Ливию и возвращение через Кельтику, Италию, Сицилию. Во время этого похода он не только преобразует природу, делая ее более пригодной для жизни людей, но и основывает города, умерщвляет нечестивых правителей, расправляется с разбойниками. Особенно ненавистен Гераклу обычай убийства чужеземцев. Важным эпизодом было знакомство Геракла с историей Персефоны. Произошло это близ Сиракуз на Сицилии в том месте, где Персефона была похищена царем Аида. Затем, чтобы спуститься в Аид за Кербером, Геракл участвует в Элевсинских мистериях. В Аиде Персефона принимает его как брата. Геракл выводит оттуда Тесея. Ну и напоследок, Геракл доставляет Эврисфею яблоки из сада Гесперид, а заодно обучается астрологии у Атланта.
После окончания 12 подвигов с Гераклом происходит странная вещь. Если первое его действие после окончания подвигов, - отправка Феспиадов во главе с Иолаем на поселение на Сардинию - еще соответствует величию героя, то вот то, что происходит дальше с былым образом Геракла никак не вяжется. Масштаб его деятельности резко мельчает. Ничем не оправданное и коварное убийство Ифита приводит к тому, что никто не берется произвести очищение Геракла. Аполлон предписывет Гераклу продать себя в рабство и выплатить на вырученные деньги компенсацию отцу Ифита. Так Геракл попадает к Омфале. У нее на службе он ловит разбойников, ведет войны. В итоге, Омфала, восхищенная им и влюбленная в него, отпускает его на волю. Геракл возвращается в Тиринф, откуда он ведет войну против Авгия. Эврисфей, обвнив его в претензиях на царскую власть, игоняет его. Семья Геракла переселяется в Феней. Оттуда он вмешивается во внутриспартанскую междуусобицу, мстя за убитого друга.
«Дорийский» период. Геракл переселяется в Калидон в Этолии, где женится на Деянире. Вскоре вынужден покинуть Калидон и селится в Трахине. Геракл участвует в защите Дельф от дриопов. Приглашен дорийцами на царство, чтобы помочь в войне против лапифов. Однако, по окончании войны возвращает отданную ему во владению землю, наказывая хранить ее для его потомков и возвращается в Трахин. От яда, которым был напитан его хитон, Геракл смертельно заболевает, совершая жертвоприношение на Эвбее. Аполлон повелевает сжечь Геракла заживо на горе Эте.
Трансформа. Разбирая пепел костра, на котором сожгли Геракла, родственники и друзья не находят ни одной кости. Геракл взят на Олимп к богам, Гера признала его сыном. Друзья приносят жертву Гераклу как герою. Позднее в Афинах он впервые после трансформы почтен богом.

Первое, что я хотел бы отметить, переходя к метаисторическому анализу, это то, что наверняка уже ведущим эллинским врачам было ясно, что связь между продолжительностью брачной ночи и «качеством» потомства отсутствует. Вообще, как мне представляется, в мифологиях зачатие героя от бога или, для исторических эпох, возведение генеалогии (скажем, царей) к богам, на языке «Розы Мира» означает особо тщательную, долгую, в нескольких поколениях, работу тех или иных трансфизических сил над материальными облачениями воплощаемой в Энрофе монады. Разумеется, работа эта производится с целью осуществления какой-либо особо важной миссии.

Чтобы понять, в чем могла состоять миссия сына Алкмены, давайте посмотрим, в какую историческую эпоху появляется он на свет. Сразу встает вопрос о датировках. Попытка датировать события мифологического плана, известное дело, вещь неблагодарная. Однако, в случае Геракла дело облегчает наличие в его биографии вполне исторических зацепок. С одной стороны, он участвует в Элевсинских мистериях, начало которых относят к 16 в до н.э. (см. напр. книгу Д. Лауэнштайна), с другой стороны во время Геракла дорийцы живут еще в Фессалии, то есть, дело происходит до дорийского нашествия (12 в до н.э.). Паросская хроника датирует один из эпизодов жизни Геракла концом 14 – началом 13 века до н.э.

В наши дни практически вся поверхность нашей планеты покрыта затомисами различных метакультур. Сквозь затомисы брезжит духовный свет, исходящий от трансмифов мировых религий. Чтобы духовно потеряться в современном мире, нужно обладать абсолютной духовной глухотой и слепотой. Все было иначе во времена Геракла: ближайшие мощные затомисы Эанна (Вавилон-Ассирия-Ханаан) и Иалу (Египет) были над севером Африки, трансмиф зарождался только над Индией. Непосредственно над будущей Элладой было практически пусто. Здесь  воплотился Зевс, народоводитель крито-микенцев, но сил его было недостаточно для создания полноценной метакультуры.

Творение Зевса в Энрофе переживает нелучшие времена. Центр цивилизации, Крит, погрязает в междоусобицах. Довершает дело сильное землетрясение. Так называемая Минойская талассократия идет на спад. Возникает потребность в новом центре, и в новом «Миносе». Зевс решает воплотить в континентальной Элладе нового великого царя, который объединил бы в Энрофе племена ахейского мира, а после смерти основал бы новый синклит.

Трудно сказать, какая именно (замечу, женственная) инфрафизическая сила, именуемая в мифе Герой, противостоит Зевсу. Шрастров и уицраоров в те времена еще не было. Возможно, это одна из демониц Дуггура, но прямых указаний на это нет. Так или иначе, инфрафизическое воздействие на кароссу приводит к тому, что роды Алкмены задерживаются. Эврисфей рождается раньше, и Геракл больше не может претендовать на царство. Дважды возникает угроза жизни Геракла. Один раз ее отвращает Афина, в те времена еще только воплощающаяся соборная душа, в другой раз маленький Геракл справляется сам, демонстрируя недюженные врожденные способности.

Еще более серьезной неудачей оборачивается попытка Зевса сделать Геракла царем в Фивах. В результате борьбы с демоницей тонкоматериальные каналы, по которым Геракл инспирировался, сильно повреждены. Он впадает в безумие. Дух его сломлен. Это заставляет Зевса отказаться от идеи Геракла-царя. Врожденные способности же его демиург направляет на борьбу с демоническими стихиалями. Именно этим занимается Геракл на службе у Эврисфея.

Опустошение и апатия, испытываемые Гераклом по окончании службы, приводят его к убийству Ифита и к годам, проведенным в рабстве. Вероятно, по возвращении из рабства, движимый духовной тоской, Геракл совершает путешествие на Сицилию, к месту похищения Персефоны, а, возвратившись оттуда, посвящается в мистерии.

Совершенно новый этап в жизни Геракла начинается с переездом в Калидон. Дело в том, что к этому моменту Зевсу уясняется неизбежность предстоящего переселения народов. В Египте о нем знали, как о вторжении «народов моря», в Элладе – как о «возвращении Гераклидов». Последнее мифологическое события современная историческая наука идентифицирует с дорийским вторжением. Геракл «командируется» на север Эллады для ознакомления с обстановкой с тем, чтобы в посмертии активно воздействовать на процесс.

После трансформы он, минуя сакуалу просветления, поднимается в Эанну. Там бывший на Земле сыном Алкмены путешествует по всему ареалу финикийского влияния, помогая, находящимся под ним в Энрофе людям. Из вечного страдалища, Аида, он поднимает в Олирну Тесея, и тот становится на путь просветления. Затем он поражает одного из ужасающих демонов Аида. Наконец, когда приходит час дорийского нашествия, он из Эанны просветляет беснующиеся эрегоры племен, помогая вторгшимся и автохтонам с наименьшими потерями ассимилировать друг друга и перейти к мирной созидательной жизни.

Как известно, после дорийского вторжения Эллада погружается в так называемые темные века. Между тем, незадолго до этого Геракл подымает из вечного страдалища другого великого духа, бывшего титана Прометея. Прометей преклоняет колена перед спускающимся с межбрамфатурных высот Аполлоном и в последующие века сотворит ему в создании нового мира - Олимпа. Так был зажжен и передан чутким людским сердцам неугасимый и по сей день огонь эллинства – истинный Олимпийский огонь.

Облекшийся небывалым величием Геракл покидает Эанну. Чтобы на прощание пожать ему эфирную руку и благословить на предстоящий в Олимпе труд, туда нисходит народоводитель финикийцев Мелькарт. Мог ли знать тогда Геракл, что над теми местами, над которыми простерлась Эанна, уже очень скоро будут реять и столь дорогие ему олимпийские небеса?

Комментариев нет:

Отправить комментарий